Под утро, сквозь дрему, слышали как собралась и ушла на восхождение группа “Семь вершин”. В базовом лагере их называли русской группой, но из России там никого и не было, скорее группа была просто русскоговорящей )))

Проснулись по будильнику в 6:30. Тело наполнила свинцовая тяжесть, болели мышцы, которые за прошедшие три недели сдулись до состояния веревок. Пальцы моих ног пылали пульсирующей болью. Но рассусоливать времени не было. На сегодня запланирован протяженный переход до базового лагеря, и дальше, до Намче (обычно этот переход занимает 2-3 дня). Быстро собрав вещи и загрузив ими рюкзаки, стали спускаться вниз. Между вторым и первым лагерями много старых веревок и ненадежных креплений. Паша рассказывал, что следующий за ним, альпинист, пролетел около трех метров после обрыва веревки. Нас Бог миловал! На подходе к первому лагерю накатила безумная усталость. Тяжелый рюкзак стал неподъемным! Скорость спуска снизилась до минимума. И эта слабость “накрыла” всех троих разом! В первый высотный лагерь мы вползли черепахами, однако, сбросив тяжелые рюкзаки, вместе с весом, мы избавились и от изнеможения! Максимально разгрузив рюкзаки, оставив кучу вещей портеру, мы выдвинулись в Намче. Вначале пошел я, а ребята вышли через 2-3 часа следом. По тропе бежалось: не надо карабкаться и проверять веревки и крепления! Легкий рюкзак не сковывал движения, а теплые лучи солнца согревали обмороженный организм. Вниз я просто слетел. По пути попадалось много людей: весть о проложенном маршруте быстро облетела базовый лагерь! Да и сам базовый лагерь разросся в 2-3 раза… В ноябре на Ама Даблам начался “высокий” сезон… В базовом лагере (лоджи) первым делом заказал термос лимонного чая и за 5 минут выпил его весь. Потом одел тапочки и долго грел ноги в теплых лучах солнца. Пришел Борис, следом Паша. Пока ждали приготовления обеда, собрали баулы. Лакпа сказал, что до Намче баулы повезут “жопке” (помесь яка с коровой), но идут они очень медленно, поэтому один баул самого необходимого понесет наш портер Сьюзан, чтобы быть в Намче вечером, а “жопке” прибудут только завтра утром. Я взял с собой в рюкзак душевые принадлежности, чтобы не ждать потом портера. В Намче ждал нас горячий душ! Даже с необходимым минимумом рюкзак получился довольно объемным, но вполне терпимым по весу. Вкусно покушали, ребята продолжили паковать свои вещи, а я стартанул вниз.

From Ama Dablam

Как потом оказалось, разница в старте составила час. До Пангбоче добрел за полтора часа. Дорога разительно отличается от той, по которой я бегал в Пангбоче неделю назад. Тогда я просто слетел по тропе, а сейчас пришлось идти осторожно, постоянно поскальзываясь  на жирной глине. На входе в Пангбоче увидел штендер “Horse for rent” (прокат лошадей). Мозг мигом оценил вариант и вот я уже ищу хозяина двора. Краткие переговоры ни к чему не привели: у него нет лошадей на сегодня. Но он отрядил со мной молодого парня, который обещал  проводить в другую прокатную контору. Мы дошли до местного бара, посыльный скрылся внутри, и, спустя минуту, вышел с подвыпившим непальцем: “ – Namche? Today? Khe -khe… Today is impossible! Night very dark!” (“ – Намче? Сегодня? Кхе-кхе… Сегодня это невозможно! Ночью очень темно!”). И все это было сказано с такой интонацией,  как будто я собрался сегодня дойти не до Намче, а сразу же до Луны! Потом,немного пожевав губы, выдал ценник 250$! Я переспросил, а то уж слишком завышенным показался ценник, но хозяин подтвердил и уточнил, что не скинет ни цента, и вообще, ехать ему сегодня не охота, так что и 250$ не вариант… Перегар и бегающие осоловелые глазки красноречиво указывали причину “не хотения”… Поблагодарив посыльного и пьяного коневладельца я отправился дальше пешком. Расчетное время в пути составляло 4-5 часов. От Пангбоче до Дебуче, зеленых джунглей в горах, я бодро терял высоту, выстукивая трекинговыми палками ритм своего шага. От Дебуче до Тянгбоче, монастыря на самой вершине холма, дорога резко взяла вверх и я ощутил всю тяжесть рюкзака. Мышцы напомнили, что вчера была серьезная физическая нагрузка на восхождении. Быстро смеркалось, тропа опустела.

Чуть отойдя от Дебуче, в самом начале подъема, проходя среди причудливо изогнутых деревьев, затянутых паутинообразным мхом, я боковым зрением заметил слева от себя движение. Повернув голову, буквально в десяти метрах от себя, увидел маленького олененка. Он жевал ветку с листиками. Круп серо-коричневым шариком, с плюшевой шерстью и пробивающимся пушком. Окрас серый с пятнами, так что олененок сливался с такими же серыми деревьями. Не переставая жевать, олененок внимательно наблюдал за мной своими черными глазками-маслинами. Ушки постоянно шевелились, как локаторы. Мой фотоаппарат был в глубине рюкзака, поэтому я медленно продолжил свой путь, пытаясь не спугнуть животное каким либо резким движением. Шагов через двадцать, обернувшись, я с трудом разглядел олененка: даже светлое пятно коричневого крупа гармонично вписалось в серую пестроту леса.

К 17 я был в Тянгбоче, и, не задерживаясь, продолжил путь дальше. Предстоял резкий спуск с горы до КПП военных. Движение вниз под таким большим углом оказалось мучением. Больные отмороженные пальцы, упираясь в носок ботинка, отзывались тупой болью на каждый шаг вниз. Пробовал идти приставным шагом, но на спуске слишком велик риск подвернуть так ногу. Пробовал шагать “на пятку”, но тут же отозвались неприятными ощущениями колени. Наилучшей стратегией оказалось каждый шаг выставлять трекинговые палки вперед собой, переносить часть веса на них, разгружая суставы и уменьшая удар для пальцев. Но в таком режиме довольно быстро заныли мышцы рук и спины, хотя это было всяко лучше, чем боль в пальцах.

Несмотря на болезненные ощущения и эксперименты с техникой шага, скорость передвижения оставалась довольно высокой и к 18 часам я был в самом низу, у поста военных. Солнце уже давно зашло – в ход пошел фонарик. Теперь предстоял финальный рывок вверх, по высоте около 300 метров. Еще в начале подъема я в полной мере ощутил на сколько сильно я устал. Хорошо, что после акклиматизации на шести с лишним тысячах, дыхание не сбивалось даже на подъеме.

В Намче я вошел около 20:10. Скинув вещи в комнате отеля я сразу же пошел в душ. О, это просто блаженство – горячий душ! Вымывшись, спустился в столовую и заказал мясные мо-мо и банку пива. Пенный напиток обжег потрескавшиеся губы, булькнул в желудке и мгновенно растекся приятным хмелем по телу. Ребята пришли через час. Я достал из рюкзака бутылку виски Ballantines, которая проделала с нами весь этот длинный путь и мы распили ⅘ бутылки. За победу, за достижение цели, за единство команды… Угощали хозяина отеля, его подручного… Обсуждали раздолбайство шерпов, неожиданно сложный маршрут и как нам повезло, что удалось взойти в самый последний момент. Еще в базовом лагере Лакпа сказал, что кто-то из-за обрыва веревки пролетел вдоль скалы более 10 метров и просто повезло, что смог задержать свое падение и отделался лишь ушибами. Спать разошлись только около часа ночи. Я пришел в номер и сразу же рухнул в постель, забывшись сном. Алкоголь сыграл роль и обезболивающего и снотворного. Спал очень крепко, за ночь ни разу даже не проснулся.

20.10.2014

Пройдено 6.61 км. (от 2 лагеря до базового) + 18 км.(от базового лагеря до Намче). Итого 24.61 км.