Сегодня переход к Базовому лагерю Ама Даблам – должна проясниться дальнейшая судьба нашей экспедиции. Начиная с самого прилета Лакпа “пугает”, что наш саммит (summit – англ. восхождение) может не состояться. Вначале говорил, что из-за погоды снег рыхлый, а значит не будет держать крючья. Когда дошли до Намче, эта версия отошла. Сказал, что снег в норме. Но теперь другая опасность: оказывается еще не провешан маршрут до вершины. Каждый сезон провешивают (закрепляют) новые веревки. Контрольные точки: от Первого Высотного лагеря до Второго Высотного, далее до Третьего Высотного, и уже после до вершины. Одному шерпу это не под силу, поэтому в октябре они собирают критическую массу групп в Базовом лагере и всей толпой провешивают маршрут за 3-4 дня. Но в нашем графике не было заложено этих резервных дней. Мы рассчитывали только акклиматизационные дни и пару дней на случай непогоды. Такой поворот ставил всю нашу экспедицию под угрозу срыва. И повлиять на это мы особо не могли. Когда пришли в Чукунг, Лакпа созвонился с шерпами в базовом лагере Ама Даблам и узнал, что там стоит большая испанская группа и уже провешены веревки до 2 лагеря. Но дальше могут провешивать только “технические шерпы”, а таковых всего трое, включая Лакпу. Он сказал, что одна группа уже приходила в base camp (про эту группу мы знали еще в Катманду), но оценив ситуацию, отказалась от восхождения и рванула на Айленд Пик, а потом улетит в Катманду. Это было 3 дня назад. Практически Лакпа намекнул, что наша экспедиция может быть вынуждена пойти по этому же пути. С такими невеселыми мыслями мы встретили этот день.

Подъем в 6 утра, упаковка баула, завтрак, расчеты за лоджу. Лакпа повел нас “коротким путем” по ячьей тропе, через курумник, по еле заметному пути. Он сказал, что путь займет около 6 часов, но мы добрались за 4 часа, не сильно торопясь. Вначале резко сбросили высоту, а потом затяжной подъем до базового лагеря Ама Даблам (высота 4540 м.). С самого утра болит горло, спасаюсь стрепсилсом. Стараюсь дышать через нос, но на подъеме дыхание сбивается, не хватает кислорода. Приходится дышать через рот. Делаю это через баф, но холодный воздух все равно попадает в горло.

Метеостанция

Хозяин гор

Хотя мы сбросили высоту, организм адаптируется все хуже. На подъеме постоянная одышка, в какой-то момент вошел в состояние раздвоения: тело само шагает, в очень медленном и ленивом темпе, мозг думает очень ясно и четко, но между мозгом и телом появляется “вязкий” барьер: все команды проходят с запозданием, нарушается координация движений. Все тело охватывает лень и слабость. Причем ноги шагают, физически силы есть, а вот надлежащего управления нет. Вот такое проявление “горняшки”. При этом нет головной боли или головокружения, наоборот, мысли кристально чисты. Отличная возможность задать себе “жизненные” вопросы, подумать “на много ходов вперед”. В таком состоянии дохожу до базового лагеря Ама Даблам, вернее, Лакпа приводит нас к base camp 2, где находится единственный лодж “Ama Dablam Summit Lodge”. Т.к. наша группа маленькая и нет повара, то нам проще жить в лодже и питаться в столовой.

Ама Даблам Base Camp-2

Сели за столик на улице, греясь в лучах солнца и пытаясь восстановить дыхание и привести мысли в порядок. Раздвоение проходит, появляется общая усталость после перехода. Здесь так же холодно, как и в Чукунге. В карты разыгрываем кто и где спит (у нас 2 комнаты на троих). Сегодня и завтра я сплю отдельно, так что второе спальное место в моей комнате становится общим складом для баулов. На этой высоте основной источник электроэнергии – солнечные батареи и дизель-генератор. Причем, ввиду дороговизны доставки топлива, основной поставщик – солнце. Вот и я, достав свою солнечную батарею, повесил ее в проем окна и подключил к повер банку. Это сэкономит некоторое количество денег: в лодже один час зарядки стоит 400 Rs, причем выдаваемый ток очень слабый. В комнатах холодно (+7 +11С) основную часть времени мы проводим в столовой с горячим чаем. Ближе к вечеру затопили печку и стало ощутимо теплее. Так как это единственный лодж в радиусе 2 часов пути в него приходят из основного лагеря шерпы, чтобы покушать, а восходители, чтобы прикупить чего нибудь съестного. Так мы встретили двоих из русскоговорящей группы компании “7 вершин”. Представитель компании Светлана (симпатичная девушка из Могилева, Беларусь) и восходитель Геннадий, пришли в лодж за пивом и колой, заодно прикупив местного “коктейля”, состоящего из ячьего молока и рома. Познакомились. На наши удивленные вопросы о их алкогольном рационе, как-то легкомысленно отмахнулись. Для нас это, конечно же, удивительно. Довольно быстрый подъем на эту высоту, сам по себе, требует от организма мобилизации. А ведь впереди подъем еще на 2300 метров и нагружать себя алкоголем – это близко к безрассудству. Но со слов Геннадия, все они имеют горный опыт и “знают, что творят”. Так они и удалились в палаточный городок с пивом, колой и полутора литрами “коктейля”. Вечером в лодже собралось много шерпов, и они обсуждали прокладку маршрута. “Совет” сопровождался возлиянием некоторого количества спиртного (шерпам явно можно не соблюдать алкогольную диету, так как они носятся по горам, как козлики). Лакпа вышел в хорошем расположении духа и поведал, что “совет шерпов” решил: завтра выходной, а потом они за 3-4 дня проложат весь маршрут до вершины. Видимо, наши шансы на успех возрастают многократно. Если все верно рассчитано, то к 15-16 октября весь маршрут будет провешен и у нас будет 5-7 дней на штурм вершины. Пока что придерживаемся следующего графика:

11.10.14 Отдыхаем.
12.10.14 Подъем до первого лагеря (5800 м.). Ночевка.
13.10.14 Подъем до второго лагеря (6060 м.). Спуск в базовый лагерь.
14.10.14 – 15.10.14 Отдых в базовом лагере
16.10.14 Саммит

Вечером Лакпа был болтлив и мы провели время, пополняя свои знания о людях и устоях Непала. Ушел спать около 20-30. Сильно болит горло. Пока что спасаюсь “стрепсилс” и чаем с медом. Мед мы купили в Катманду за 250 Rs (400 гр.) и он оказался очень вкусным. Сегодня распаковали запасы провизии: заварили крепкий черный чай, порезали охотничьих колбасок – праздник живота )))). Перед сном выпил 2 таблетки снотворного. Быстро уснул, но часто просыпался. Все порывался куда-то идти, просыпался с ощущением, что иду – иду, но никак не могу дойти до конечного пункта. Проснувшись в панике, тут же проваливался снова в сон за новой порцией картинок и образов. Не помню, чтобы когда-то в жизни видел бы такое количество снов, как в этой экспедиции. Они мчатся один за другим, иногда объединенные одной смысловой нитью, иногда резко обрывистые. Если попытаться их все вспомнить и проанализировать, мне кажется, в мозгу места не хватит для такого количества информации. Спасает, что по пробуждении я помню лишь самые яркие картинки и образы, а остальное канет в Лета.

Пройдено за день 10,84 км.