Утро началось в 5 часов. Душ, обливание, быстрые сборы. Поехал на склад, потом в офис. Последние указания, закрытие всех вопросов. Около 10 направился в сторону дома, попутно заскочив в банк: обмен денег был отложен до самого последнего момента, т.к. курс плавал весь последний месяц и была надежда на его стабилизацию (поменял 3000$ по курсу 39,68 руб.). Дома перекусил и в 11:15 выехали в аэропорт Кольцово (Екатеринбург). Стоит пасмурная погода, моросит мелкий дождь на трассе, но доехали нормально. С собой рюкзак (19,5 кг.) и баул (20,6 кг.) – вес на грани фола. В аэропорту дождался Пашу Лебедева и мы быстро, одними из первых, прошли регистрацию. Со слов представителя авиакомпании Airarabia в самолете А-320 на 168 кресел будет лететь всего 50 человек. Томительное ожидание вылета. Последние звонки по работе, проверка почты, соц.сетей. При посадке на борт стюардессы выделили на каждого пассажира по три кресла (половина ряда). Быстрый взлет (рейс G9905 в 16:35) и меня одолела знакомая “полетная” тяжесть век. Задремал на пару часов, растянувшись на 3 кресла и подложив спальник под голову. Проснулся около 19:40, заказал кофе (1,5$, дал 2$, сдали вместо центов 2 дирхама). С удовольствием зажевал шоколадный батончик Mars, запивая вкусным каппучино. Потом включил аудиокнигу Ричарда Бренсона “Берись и делай!”. Прилетели в Шарджу вовремя, в 21:30 (в 19:30 по местному). Немного осмотрелись, взяли кофе в МакДоналдс. Посидели, вспомнили яркие моменты восхождения 2012 года. Потом нашли себе место в зале ожидания. Ближе к 12 ночи Паша устроился поспать, а я взял в МакДоналдс еще кофе с большой булкой БигТейсти и устроился на ночное бдение.

MacDonalds

К 2:30 я прослушал всю аудиокнигу Бренсона, отмечая важные идеи в блокноте. Бренсон много пишет про вызов миру, испытание себя на прочность, что крайне созвучно нашему путешествию. Следующий два часа прошли в полусонном состоянии в обнимку с рюкзаком. Проснулся Паша, мы по очереди сходили умыться. В Duty Free купил литровую бутылку виски Ballantines, которую запланировал открыть после успешного восхождении на Ама Даблам…

Около 5 утра началась посадка, довольно быстро загрузились в самолет. На этот раз салон был полон и я в первый раз столкнулся с тем, что некуда положить ручную кладь: все с огромными рюкзаками, баулами и чемоданами. После взлета сон опять победил – я отключился на пару часов. Прилетели в 9:30 местного времени (-15 минут от времени Екатеринбурга). Т.к. мы заранее оформили визу через интернет (http://online.nepalimmigration.gov.np/tourist-visa), то очень быстро прошли паспортный контроль (пока все искали ручки и заполняли анкету, мы просто оплатили визовый сбор 40$ и прошли к стойке контроля, где нам вклеили в паспорт визу – все заняло не более 10 минут). Но сэкономленным временем воспользоваться не удалось, т.к. багаж выгрузили только минут через двадцать. Непал встретил неторопливостью и загадочной логикой: на табло высветилось, что багаж надо забирать с третьей ленты, но служащий громко всех оповещал, что получать надо на второй ленте. Причем местные сразу ждали у второй ленты, т.е. заранее знали, что у третьей багажа не будет ))) На улице нас уже ждал Лакпа (наш клаймбинг шерпа) и таксист (его предоставил отель, который мы забронировали через booking.com). Быстрое знакомство с Лакпой, погрузились в такси (Форд, класса Фиесты, но с каким-то азиатским названием). Мы с Пашей пришли к однозначному мнению, что за 2 года дороги стали лучше и в целом город выглядит чище. Конечно, все это относительно, и как большинство азиатских городов, Катманду очень суетливый и пыльный, но изменения “на лицо”. Водитель такси довез нас до отеля, выгрузил вещи, за что получил плату в 10$ (была договоренность на 7$ + чаевые за встречу и ожидание). Хорошо, что водитель не успел уехать, т.к. оказалось, что привез он нас немного не в тот отель (у хозяина два отеля и они запутались с названиями, что для Непала обычное дело). Снова погрузились в машину, проехали пару кварталов и прибыли в точку назначения. Оказалось, что отель Mountain Peace Guest House находится очень близко к Cosmic Hotel, в котором мы жили в 2012 году (из окон было видно здание Космика). В отеле заполнили регистрационную карточку, оплатили 36$ (на 2 ночи за троих) и заселились в номер 405 (на четвертом этаже). Чистенький номер, три кровати, шкаф, 2 столика, телевизор, туалет с душем. Неплохой номер! Кинули сумки и пошли на обед. Местность нам знакома по позапрошлогоднему трипу. Первым делом зашли в сам Cosmic, узнать, нет ли там русской группы. На ресепшн сказали, что русская группа ушла на трек пару дней назад. Около Cosmica поменяли 100$ (по курсу 95,85Rs за 1$). Дальше пошли в местную далбатную, в которой очень дешево кушали в 2012 году, но оказалось, что она закрыта в связи с фестивалем Дасайн (Дурга Пуджа).

Это один из самых важных для непальцев праздников посвященный воинственной индуистской богине Дурге. Начинается он с новым лунным месяцем осени. Праздник выпадает по лунному календарю  и стартует он в  новолуние, которое носит название Наваратри. Отмечается с 1-го лунного дня – и до полнолуния. На седьмой день праздника глава государства принимает в Тундикхеле военный парад. На восьмой день в полночь начинаются жертвоприношения животных. Кровь течет рекой весь последующий день. Мясо от жертвоприношений готовится как прасад, то есть еда, освященная богами. Кровью жертвенных буйволов и коз освящают оружие и инструменты, мотоциклы и автомобили и даже самолеты и таким образом ограждают себя на следующий год от несчастных случаев. На десятый день принято навещать старших родственников – старший мужчина в семье ставит на лоб своему потомству красную точку, «тику», означающую его благословение. Красный цвет самой смеси символизирует кровь, которая объединяет членов семьи вместе. Сегодня 8 день праздника…

Решили пойти в “MO:MO Star”, в котором тоже проводили прекрасные вечера в 2012, но оказалось, что и он закрыт, но уже без всяких объявлений. На обратном пути к отелю, забрели в первую попавшую момошницу и перекусили в ней.

После вкусного обеда, вернулись в отель, где около часа общались с Лакпой по стоимости снаряжения и его услуг, о деталях трека. Ценник еще немного подрос, количество планируемых покупок увеличилось. Мы приуныли, когда Лакпа сказал, что из-за нестабильной погоды, снег на Ама Даблам может быть рыхлым, а это может помешать провешиванию веревки (станции, которые вбиваются в снег, просто не закрепятся и будут выпадать). Мы идем в самом начале сезона (перед нами вышла на трек только одна группа и они только подошли к базовому лагерю Ама Даблам), поэтому готовых маршрутов еще нет. И времени у нас на восхождение мало – максимум 12 дней. В общем, Лакпа подготовил себе пути к отступлению (если не взойдем), а нам немного поубавил радостной уверенности в возможности восхождения.

Лакпа ушел, а мы с Пашей пошли по лавочкам прицениваться. В супермаркете купили питьевой воды и барбарисовый сок. Побродили по окрестностям, восстановив в памяти расположение узких и изогнутых улочек. Парадоксально, но при всей своей неторопливости и спокойствии, непальцы выплескивают на улицу много шума и суеты. Вернулись в отель. Паша прилег вздремнуть, а я перепаковывал вещи из баула. Около 19:30 приехал Борис. Мы тут же пошли ужинать. Борис спросил про “MO:MO Star”, снова дошли до момошной, но она все еще была закрыта. Пошли на ужин в трехэтажный бар “Bamboo”. Поднялись на третий этаж и расположились за столиком. Заказали стейки, чай, Боря взял себе бутылку пива. Аромат пенного напитка вызвал огромное желание присоединиться к Борису, но сдержался. С 1 сентября ни одного глотка спиртного – сухой закон на добровольной основе )))

Винтажный виски МИНСК в Катманду

Первым делом нам принесли чай, а Борису пива. Мы мирно общались, когда проходящий мимо нашего столика молодой парень, обращаясь к Борису, произнес: “- О, привет! А ты как здесь??”. Мы, развернувшись на голос, признали в этом молодом парне Сашу Владимирова, который был одним из гидов нашей группы в 2012 году. Вот уж совпадение! В немаленьком Катманду (численность населения более 1 млн. человек), зайти в один и тот же ресторан, подняться на один и тот же этаж (третий) и столкнуться у столика! Чем больше об этом думаю, тем более невероятным кажется это совпадение! Саша был с еще одним гидом Стасом и их туристкой, вернувшейся с трека. Мы сдвинули столики, долго разговаривали о наших планах по восхождению на Ама Даблам, вспоминали веселую группу 2012 года, курьезы и просто яркие моменты. Вечер прошел очень весело и интересно.

После вкусного и душевного ужина мы пошли в свой отель, немного рассортировали вещи из баулов и легли спать. Уже засыпая, услышал над ухом жужжание комара. Было лень за ним гоняться, так что просто натянул одеяло себе на голову и провалился в глубокий сон.